исправленная_Программа_АБВГДЕЙКА_2

1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи
1.3.
Планируемые результаты
1.4.
Учебные планы
1.5
Содержание программы

Стр.
3
4
6
7
8

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
2.2.
2.3.

Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение
Приложения
Приложение 1. Работа с родителями
Приложение 2. Дидактические игры

11
13
15
17

2

1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Как
хорошо уметь читать» имеет социально-педагогическую направленность, которая предполагает
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование знаний об основных сферах
современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития
коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики»,
воспитание социальной компетентности, формирование навыков осознанного чтения как
основы для успешного изучения родного языка.
Организационная модель Программы соответствует стартовому уровню, т.к.
центральной ее задачей является развитие мотивации личности ребенка дошкольного возраста к
познанию, творчеству и труду.
Актуальность программы определяется детским и родительским спросом на дополнительные образовательные услуги в сфере развития речи дошкольника, которое включает умение
читать .
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.
Сроки реализации программы: с 01.09.2020 по 31.05.2020
Формы обучения: очное, групповое, с использованием личностно-ориентированного
подхода, проходит в форме занятия, включая количество обучающихся не более 20 человек
Объем программы: 72 часа
Режим занятий, периодичность и продолжительность: для обучающихся 5-6 лет
занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут (72 часа); для обучающихся 6-7 лет — 2 раза в
неделю по 30 минут (72 часа).
Особенности организации образовательного процесса. Ведущей формой реализации
программы является занятие.
Форма аттестация обучающихся 5-6 лет викторина по завершению освоения программы
(май). Для обучающихся 6-7 лет «Умники и умницы» проводится по завершению программы
(май)
Возрастные психологические особенности обучающихся 5 -7лет
Что касается психических процессов, то внимание в дошкольном возрасте носит
непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное
повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается
рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в
развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим
вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший
дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким
образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи
годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на
чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть
достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше
запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления.
Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным
отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним
дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи
лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем
дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через
достаточно длительный срок.

3

Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития
речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во
взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением
средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует
процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной
степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на
произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с
усвоением новых способов умственных действий. Дошкольный возраст представляет наиболее
благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
В возрасте пяти шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и
умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и
воздействия на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть
наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует
накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования
представлений и понятий.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать
подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее
значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным
действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки.
Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий.
Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к
волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при
определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в
отношении соблюдения принятых норм повышается.
Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими
детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная
самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается.
Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.
Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 5 - 7 лет рассматривает
оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому
использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть
ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои
силы.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 5 - 7 лет, можно
заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного
развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков,
интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на
которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Тем
самым, можно утверждать, что проявлению агрессивности в той или иной форме у ребёнкадошкольника способствует его общее психическое развитие.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование навыка чтения у обучающихся.
Для достижения цели необходимо решить основные задачи:
 учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
 способствовать запоминанию графического облика букв, соотнесения звуков с
буквами, чтению слогов, односложных и двусложных слов, далее простых
предложений и текстов
 формировать интерес к процессу чтения;
 продолжать развивать звуковую культуру речи;
 совершенствовать умение проводить анализ и синтез слов, сравнение слов по
звуковому составу;

4



формировать понятия: «звук», «слово», «слог», «предложение», «согласные и
гласные звуки» и др.;
 овладевать навыками чтения;
 овладевать навыками письменной речи (печатать);
 развивать интерес к слову, собственной речи, речи окружающих;
 развивать умение грамотно говорить и слушать других.
Обучающие задачи в соответствии с возрастными особенностями детей:
5-6 лет

дать понятие буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

сформировать элементарные представления о слове как основной единице
речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления,
действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное);

дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и
употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и
предлогов);

научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как
несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль;

упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка
слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в
распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию
предложения в работе со схемами предложений;

ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования
фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения
звукового анализа речи;

совершенствовать умение определять на слух первый и последний звук в слове,
место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в
начале, середине или конце слова), выделять звук чаще звучит в тексте; самостоятельно
подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; показать зависимость значения
слова от порядка или изменения звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую
схему слова, называть слова, соответствующие заданной схеме;

дать понятие о составе как часть слова, образованной из одного или нескольких
звуков, о роли гласных звуков;

упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки, определении
количества и последовательности слогов; показать зависимость значения слова от порядка
слогов в нем (бан-ка — ка-бан. ку-ба — ба-ку); научить определять ударные и безударные слоги
в словах, замечать смысловую роль ударения (за’мок — замо’к);
6-7 лет

упражнять в составлении слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме;

познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на
слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из фишек в соответствии с порядком
(гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков. Формировать
умения производить анализ сначала обратных, а потом и прямых слогов.

Закреплять навык чтения слогов с изученными буквами;

Формировать навык осознанного чтения слов, предложений с изученными
буквами, простые тексты;

Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов
в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных,
точка в конце предложения, написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой у);

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших
текстов;
5


Закреплять умения трансформировать буквы, различать неправильно
напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, печатать буквы, слоги, слова.
Реализация дополнительной
общеразвивающей
программы строится с учетом
следующих принципов:

взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;

коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;

развития языкового чутья;

формирования элементарного осознания явлений языка;

взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

обогащения мотивации речевой деятельности;

обеспечения активной языковой практики;

концентричности построения предметного содержания.
1.3.Планируемые результаты
Промежуточные результаты:
Возраст 5-6 лет
Возраст 6-7 лет
Навыки
 давать характеристику звуков;
 членить на слух двух и
овладения
трехсложные слова с открытыми
 определять место звука в
устной
слогами;
слове;
речью
 составлять слова из заданных
 находить
слова
с
(чтение)
слогов;
определенным звуком;
 делать звукобуквенный анализ
 делить слова на слоги;
слогов, слов, фраз;
 составлять предложения из 2
знать и называть все звуки и
4 слов;
буквы русского языка;
 членить простые предложения

умеет пользоваться слоговыми
на слова;
таблицами и указывает место
 составлять
с
помощью
звуков в прямом и открытом
взрослого звуковые схемы;
слогах;
 уметь работать с кассой букв.
 умеет составлять схемы слов,
предложений;
 овладел навыками осознанного
плавного чтения.
Навыки
 печатать все буквы русского
 печатать слова, предложения,
письменной
алфавита;
небольшой текст;
речи
 знать
правила
написания
 знать правила написания слов
(печатание)
предложений;
(ча-,ща-, чу-, щу-), правила
употребления прописной буквы
 уметь
ориентироваться
в
в
именах собственных и в начале
рабочей тетради
предложения.
 ориентироваться
в
рабочей
тетради.
Итоговый результат:
 обучающийся умеет различать буквы и звуки;
 обучающийся правильно определяет и называет согласные и гласные звуки, их признаки;
 обучающийся знает алфавит;
 обучающийся умеет определять количество звуков и букв в слове, выполнять
звукобуквенный анализ слов, слогов;
 обучающийся умеет делить слова на слоги, определять ударный и безударные слоги,
составлять схемы слов, предложений;
 обучающийся может плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению
6








целых слов;
обучающийся знает правила написания предложения (слова в предложении пишутся
раздельно, предложение начинается с большой буквы и в конце ставится точка);
обучающийся владеет
правилами написания слов (ча-, ща-, чу-, щу-), правила
употребления прописной буквы в именах собственных и в начале предложения;
обучающийся владеет умениями определять по интонации предложение и в конце
ставить соответствующий знак;
обучающийся умеет при составлении слов, предложений пользоваться: магнитной
азбукой, веером букв, фишками;
обучающийся умеет печатать слова, легко ориентируется в тетради;
обучающийся проявляет интерес к чтению, письменной речи и применяет полученные
знания в окружающей действительности.
1.4.Учебные планы
5-6 лет
№

Название темы, раздела

1. Вводное занятие. Введение в
программу. «Веселый язычок»
2. «В мире удивительной речи»

Количество часов
теория
практика
1
-

всего
1
10

5

5

3. «Поющие звуки»

10

5

5

4. «В стране согласных звуков»

14

6

8

10
12
8
5
2
72

5
6
3
2
33

5
6
5
3
2
39

5.
6.
7.
8.
9.

«Сонорные звуки»
«Парные звуки»
«Звуки и буквы»
«В
« стране красивой речи»
Итоговое занятие. Викторина
Итого:
6-7 лет

№
1.

Название темы, раздела
Вводное занятие. Введение в
программу.
«В мире удивительной речи»

Количество часов
всего
теория практика
1
1
8

4

4

2.
3.
4.

«Поющие звуки»
«В стране согласных звуков»

10
12

4
6

6
6

5.
6.

«Разные предложения»
«Шипящие звуки»

6
8

3
4

3
4

7.

«Сонорные звуки»

4

2

2

7

8.

«Слова бывают разные»
«Заколдованные буквы»

4
8

2
2

2
6

10. «Звуки и буквы»
11. «В стране красивой речи»

6

2

4

5

2

3

12. Итоговое занятие.
Итого:

2

-

2

72

30

42

9.

1.5. Содержание программы
5-6 лет
Тема 1. Вводное занятие «Давайте познакомимся» «Веселый язычок»
Теория. Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм.
Тема 2. «В мире удивительной речи»
Теория. Знакомство с «предложением». Дидактическая игра «Учимся составлять предложение
и его схему. Составление предложений по сюжетным картинкам. Игровое упражнение
«Шифровальщики» на закрепление умения выделять на слух слова из предложения. Игровое
задание с загадками. Игровое задание «Четвертый лишний» на развитие логического
мышления, умения классифицировать.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 3. «Поющие звуки»
Теория. Дать первоначальные представления о гласных звуках: а, у, и, ы, о способах их
произношения. Выделение гласных звуков из потока звуков. Определение позиции звука в
слове. Графическое изображение гласных звуков – красный квадрат. Показать связь буквы со
звуком.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование речевых и дидактических
игр, наглядного материала.
Тема 4. «Сонорные звуки»
Теория. Дать первоначальные сведения о сонорных звуках: м, н, р, л. Познакомить с
особенностями произношения согласных звуков. Познакомить с понятием «слог». Учить детей
делить слова на слоги. Продолжать учить соотносить звуки с буквами.
Практика. Использование дидактических и речевых игр, наглядного материала. Задания,
выполнение которых подкрепляется действием.
Тема 5. «Парные звуки»
Теория. Дать первоначальные сведения о парных
звуках и графическое изображение
согласных – синий квадрат. Деление двух и трехсложных слов на слоги. Учить определять
порядок звуков в слоге. Показать связь звука и буквы..
Практика. работа с картиной: нахождение слов, состоящих из 2-х, 3-х слогов; слов на
заданный звук.
Тема 6. «В стране согласных звуков»
Теория: Дифференцировать гласные и согласные звуки. Продолжать учить различать
согласные звуки по их качественным характеристикам (твердые, мягкие, звонкие, глухие).
8

Познакомить с понятием словоизменением (лук – лак, мир-тир и др.). Закреплять умение делить
слова на слоги, составлять слова по заданному слогу.
Практика: использование наглядного материала, дидактических и речевых игр, работа с
веером букв
Тема 7. «Звуки и буквы»
Теория: учить определять порядок звука в слове, определять количество слогов. Произносить
слова с интонационным выделением каждого звука в слове. Чтение коротких слов по фишкам
(соотнесение звука с их схематическим изображением)
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала, фишек (красного, зеленого и синего цвета)
Тема 8. «В стране красивой речи»
Теория: Познакомить с правилами этикета. Активизация в речи вежливых слов. Развивать
умения слушать других.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала., иллюстраций «Встречаем гостей», «Я в транспорте», «В музее» и
др.
Тема 9. Итоговое занятие. Викторины по темам «Звук. Слово. Предложение. Речь», «В
королевстве гласных звуков», «Звуковой анализ слов», «Выполняем графический диктант»,
Содержание программы
6-7 лет
Тема 1. Вводное занятие «Веселый язычок».
Теория. Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на игровом материале.
Тема 2. «В мире удивительной речи»
Теория. Расширять представления о понятии звук, слово, предложение. Научиться различать
эти понятия. Совершенствовать умение загадывать слова на определенный звук по схемам,
производить анализ слов с помощью фишек. Составлять простые и сложноподчиненные
предложения, предложение с заданным словом.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 3. «Поющие звуки»
Теория. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э. Оперировать понятиями «звук», «гласный звук»,
«слово», «буква». Определение места звука / буквы в слове. Обучение написанию букв с
использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка
руки к письму (на протяжении всех занятий)
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование речевых и дидактических
игр, наглядного материала.
Тема 4. «Сонорные звуки»
Теория: Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р: Алфавитное название согласных
букв и звук, который они обозначают в слове. Расширить понятия «согласный звук», «слог» и
«слияние». Гласные буквы, придающие твѐрдость согласным буквам при произношении.
Чтение слогов с изученными звуками и буквами. Составление и чтение слов из знакомых букв.
Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое
обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
Практика: использование наглядного материала, дидактических и речевых игр.
Тема 5. «Парные звуки»

9

Теория: Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости: звуковой (фонетический) анализ слова. Понятие «предложение» и его
графическое изображение (схема). Переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх
знакомых слов.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 6. «Особенные звуки»
Теория: Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями.
Закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Переход к чтению
несложных текстов.
Практика: использование наглядного материала, дидактических и речевых игр.
Тема 7. «В стране согласных звуков»
Теория. Согласные звуки и буквы: П, Б, Т, Д, З, К, Г, Ф, В, Ж, Ч, Щ, Ц, М, Н, Х, Чтение
открытых (прямых) и закрытых (обратных) слогов. Понятия «согласный звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «открытый слог», «закрытый слог». Усвоение правописаний сочетаний ЧА –
ЩА, ЧУ – ЩУ.
Практика. Использование дидактических и речевых игр, наглядного материала. Задания,
выполнение которых подкрепляется действием.
Тема 8. «Заколдованные буквы»
Теория: Гласные звуки и буквы Я, Е, Ю, И, Е. понятия «твердый звук», «мягкий звук». Чтение
открытых слогов с согласными, противопоставленными по твердости – мягкости. Учить
определять количество букв и звуков в слове, самостоятельно составлять схемы слов.
Продолжать учить читать.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 9. «Звуки и буквы»
Теория: Закрепление гласных и согласных звуков. Читать слоги по таблицам.
Совершенствовать навыки чтения.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 10. «В стране красивой речи»
Теория: Закреплять умение соотносить схемы со словами, делать звукобуквенный анализ,
читать и печатать небольшие тексты.
Практика: работа в рабочей тетради «От А до Я», использование дидактических и речевых
игр, наглядного материала.
Тема 11. Итоговое занятие. Теория. Викторины по темам «Звук. Слово. Предложение. Речь»,
«В королевстве гласных звуков», «Звуковой анализ слов», «Выполняем графический диктант»,
«В городе игр, загадок, кроссвордов».
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
 Нормативно – правовое обеспечение
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 23.07.2013).
 Приказ МО и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
 Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 №ИР-352/09 "О направлении Программы"
10





(вместе с "Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях)".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
ДОД».
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Организационно-методическое обеспечение

Особенности организации образовательного процесса.
Программа включает в себя ряд тем: «Поющие звуки», «В стране согласных звуков»,
«Звуки и буквы», «Парные и сонорные звуки», содержание которых в соответствии с
возрастными особенностями детей усложняются и расширяются. Программа имеет
циклический характер.
Ведущей формой реализации программы является занятие.
Форма аттестации обучающихся 5-6 лет проходит в форме викторины, по завершению
освоения программы (май). Для обучающихся 6-7 лет в форме игры «Умники и умницы»,
проводится по завершению программы (май).
Ведущей формой реализации программы является занятие
Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для
самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок
оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового характера.
Структура Занятия
Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина. Начинается оно с
представления детям изучаемого звука:
• представление звука:
• соотнесение с каким-либо неречевым звуком;
• знакомство с артикуляционным укладом при его произнесении;
• характеристика звука: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий»;
• выделение звука на слух из рада звуков, из слов, в дальнейшем — из предложений.
Далее идет знакомство с буквой:
• закрепление образа буквы, которая стилизована (врисована в какой-нибудь предмет);
• сравнение образа изучаемой буквы с ранее изученными буквами, близкими по написанию;
• чтение слогов и слов с этой буквой;
• применение разных способов чтения (чтение по ступенькам, по веревочке, по горкам и т.д.).
Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза, слогового
анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия,
зрительного и слухового внимания и восприятия.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.

11

В процессе активной работы большое место занимают нетрадиционные приемы работы:
опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений
(слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы –
ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций,
которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает
обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и
модифицировать его, экспериментировать с ним.
Практическая часть включает работу в тетради, где каждый обучающиеся выполняют
ряд заданий таких как: дорисовать и обвести букву, печатают слоги и слова, как по образцу, так
и по словесной инструкции педагога.
На занятиях используются различные методы обучения
• методы формирования сознания: объяснение, показ, беседа, рассказ, пример;
• методы организационной деятельности и формирования опыта общественного
поведения: упражнение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогические
требования, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация;
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: эмоциональное
воздействие, конкурсы, викторины;
• методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания
способствует наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами,
зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая смена
задания или упражнения.
Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания
актуально использование букв, врисованных в изображения предметов, стилизованных и
«зашумленных» букв, букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития
зрительного внимания, игр типа «Что изменилось?», «Определите по контуру нарисованный
предмет» и т. д.
Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение
разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и
т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение.
На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза
положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова,
определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.
Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет
проведения динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного
занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц.
В процессе активной работы большое место занимают нетрадиционные приемы работы:
опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений
(слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы –
ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций,
которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает
обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и
модифицировать его, экспериментировать с ним.
 Кадровое обеспечение

12

Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю деятельности без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению
«Образование
и
педагогика»
(Перечень
направлений
подготовки
(специальностей) высшего профессионального образования Утвержден приказом Минобрнауки
России от 12.01.2005 № 4)без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение
Осуществление учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляется в
помещении (в старшей и подготовительной группах) во второй половине дня
Перечень оборудования
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

Наименование
Столы
Стулья
Доска переносная
Демонстрационная магнитная доска или мольберт
Телевизор, аудио-, видеоматериалы, компакт диски с
записями сказок, развивающих занятий, обучающих
роликов, презентаций, переносной проектор
Экран
Магнитная азбука

Кол-во
6
20
1
1
1

1
1

8. Плакаты.
3
9. Дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками.
3
10. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком По колна одной стороне и названием этого предмета на другой;вувуву
со
детей
словами; предложениями; текстом
11. Наборы серий сюжетных картинок
По колву детей
12. Демонстрационные наглядные пособия
1
13. Дидактические пособия
1
14. Настольно-печатные игры:
21
«Делим слова на слоги», «Составляем и читаем слова»,
«Расшифруй слова», «Прочитай слово по первым буквам»,
«Моя первая азбука», «Звонкий – глухой» (фонетическое
лото), «Найди и прочитай», «Кто кричит, что звучит»,
«Ребусы», «Чтение», «Азбука», «Весёлый грамотей»,
«Развиваем речь», «Буковки», «Веселый словодел», «Собери
слово», «Все профессии важны», «Умное домино»,
«Собираем слова: мой дом», «Собираем слова: животный
мир», «Собираем слова: действия».
2.2. Учебно-методическое обеспечение
1. Перечень методических материалов, разработанных педагогом для реализации программы
«Как хорошо уметь читать»
 Каталог детских произведений
для самостоятельного чтения детей «Букварь
дошкольника»
13









Консультация для родителей «Учимся читать»
Консультация для родителей «Развивайте речь дошкольника»
Методические рекомендации «Физкультминутка помогает, нам здоровье укрепляет!»
Конспекты открытых занятий
Цикл тематических книжек-малышек «Звуки и буквы русского алфавита», который
включает в себя: пальчиковые игры, чистоговорки, загадки, стихотворения на
определенный звук и букву.
Каталог развивающих игр для формирования фонематического слуха у дошкольников
Комплект наглядно-дидактических пособий, раздаточных материалов по разделам
программы.
Список литературы

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.
16.

17.

Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв. Учебно-методическое пособие по подготовке
детей к школе(Обучение грамоте. Развитие речи)/ Т. М. Андрианова. – М.: Издатель-АСТ,
2017. – 234 с.
Анищенко, Е С. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Пособие для родителей и
педагогов/ Е С. Анищенко. – М.:Астрель, 2016. — 60 с.
Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме/ И.А. Быкова. -С-Пб: ДетствоПресс, 2012. – 365 с.
Журова, Л.Е.Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Конспекты занятий/ Л.Е.
Журова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 254 с.
Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте 3-7 лет. Планы и конспекты занятий/ Н.
С. Варенцова.–М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 312 с.
Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры/ В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко
– М.: Сфера, 2015. – 135 с.
Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений по обучению грамоте дошкольника
/ Г.Г. Галкина. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 48 c
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте
детей старшей логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014. - 32 c.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте
детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. - 32 c.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте
детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014. - 32 c.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте
детей старшей логогруппы / О. С. Гомзяк. - М.: ГНОМ и Д, 2016. – 32 с.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А.,. Федосова, Н. А Методическое пособие по обучению
грамоте и письму: Кн. для учителя/ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. Н. А. Федосова. - М, :
Просвещение, 2009. -107 с..
Игнатьева, Л.В. Читаю и пишу/ Л.В. Игнатьева. –М.: Издательство ЮВЕНТА, 2016. – 80с.
Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е.. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия,
игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / Т. Е. Ковригина Р. Е. Шеремет. Волгоград: Учитель, 2014. – 268 с.
Колесникова, Е.В., Игнатьева, Л.В. Азбука. Мой первый учебник/ Е.В. Колесникова, Л.В.
Игнатьева. – М.: Издательство ЮВЕНТА, 2016. -96 с.
Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке: Методические рекомендации для воспитателей,
логопедов, учителей и родителей / Под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. - М.:
Баласс, 2012. – 234 с.
Колесникова Е.В.Программа "От звука к букве" / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство
Ювента, 2016 - 64 с.
14

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

1.
2.
3.

Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению/ Н.Н. Максимук.– М.: ВАКО, 2007. –
75с.
Новиковская, О. А. Логопедическая азбука. Обучение грамоте детей дошкольного возраста
/ О.А. Новиковская.-М.:Корона-Век,2012.-128 c
Пятак, С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак /Под ред. М.
А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2017. - 56 с.
Развитие речи, мелкая моторика рук/Авт.-сост. Т.А. Третьякова, С.Б. Суровцева, О.В.
Кирьянова. -Волгоград: Учитель, 2013. -351 с.
Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений /Н.А. Рыжова. - М.: ЛинкаПресс, 2004. -174 с.
Узорова,О.В., Нефедова,Е.А. Быстрое обучение чтению. Учебное пособие / О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
Федин, С. Н. Как научить ребенка читать. Практическое пособие/ С. Н. Федин. – М.: АйрисПресс,2017. -176 с.
2. Список литературы для родителей и детей
Арабарина, Т.И., Соколова, Е.И. Что необходимо знать к 1классу/ Т.И.Арабарина, Е.И.
Соколова, – М.: Академия развития,2009. -208с.
Букварь: Учебное пособие /Жукова Н.С. – Екатеринбург: Издательский дом ЛИТУР, 2011. –
96
Федин, С. Н. Как научить ребенка читать. Практическое пособие/ С. Н. Федин. –
М.:Издательство: Айрис-Пресс2017. – 176 с.
2.3. Приложение
Приложение 1

Работа с родителями
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает
большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования,
необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи,
ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения
Родителей(законных представителей)в деле воспитания и развития их детей. Тесное
сотрудничество с семьей делает успешной работу. Только в диалоге обе стороны могут узнать,
как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является
основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями)и
воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих
сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе
партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их
полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что
семья и учреждение дополнительного образования равноправны, преследуют одни и те же цели
и сотрудничают для их достижения.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости
привлекают
других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и
др.).Уважение,
сопереживание
и
искренность
являются
важными
позициями,
способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с родителями(законными
представителями)необходим также для планирования педагогической работы. Знание
педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать
образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

15

Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями
(законными представителями)о своей работе и о поведении детей.
Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях
сотрудничества,
способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному
использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное
взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством. Учреждение может
предложить родителям(законным представителям)активно участвовать в образовательной
работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители)могут привнести в жизнь
свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль,
организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом
мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п. Разнообразные возможности для
привлечения родителей(законных представителей)предоставляет проектная работа.
Родители(законные представители) могут принимать участие в планировании и
подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать
родительские мероприятия и проводить их своими силами.
План работы с родителями
№ Дата
п
/
п

Содержание работы

Место
проведения

Ответственный

Родительские собрания
1.

2.

3.

Сентябрь Ознакомление родителей на родительском
собрании
с
дополнительной
общеразвивающей программой социальнопедагогической
направленности
«Как
хорошо уметь читать»
Декабрь Показ открытых занятий. Итоги работы за 1
полугодие.
Апрель

МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
сад
№
108
«Почемучка»
МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
сад
№
108
«Почемучка»

Результативность
воспитательно- МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
образовательной работы за прошедший год. сад
№
108
Подготовка к заключительному празднику
«Почемучка»

Другие формы работы с родителями
1.

В
течение
года

Индивидуальные консультации (по просьбе МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
родителей)
сад
№
108
«Почемучка»

2.

Октябрь

Консультация для родителей
«Развивайте речь дошкольника»

МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
сад
№
108
«Почемучка»

16

3.

Февраль

Консультация для родителей «Развивайте МДОАУ «Детский Ливадний Н.В.
речь дошкольника»
сад
№
108
«Почемучка»

Приложение 2
Дидактические игры
1.Будь внимательным».
Педагог: «Если я назову большого братца – звук «с», то вы поднимете руки вверх и
похлопаете, если назову маленького братца – звук «сь», вы присядете».
2.«Скажи, как я».
Педагог произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч
ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч
воспитателю
3.«Зоопарк».
Педагог: «Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В
зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее

17

имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют
первый звук слова, помещают ее в «зоопарк».
4.«Найди пару».
Педагог раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова –
названия начинались с одного звука (машина – малина, стол – слон).Педагог: «Посмотрите,
что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь
пошли гулять, а по сигналу «Ищи» вы должны найти себе друга, название которого должно
начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно».
5.«Назови первый звук».
Педагог: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый звук этого слова
и перебросить мяч мне».
6.«Киоск открыт».
Педагог: «Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку можно
только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук слова».
(Открытки по выбору педагога).
7.«Найди братца».
Педагог дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет первые
звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти
предмет, название которого начинается с братца его звука (названия его предмета)
8.«Звук потерялся»
1-й вариант: Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат
заданный звук.
2-й вариант: Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет.
Назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «Бь »3-й вариант: Предложить детям
найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.
9.Игра «Алфавит»
Детям раздаются все буквы алфавита. Далее педагог называет слово или короткое
предложение. Ребята выкладывают, из закрепленных за ними букв, слово или фразу,
предложенные учителем, имитируя «печатание на машинке». Печатание нужной буквы
обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым эта буква закреплена.
10.Игра «Цепочка слов»
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением
карандаша. Педагог поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов.
Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово,
которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш» Кто из вас найдет
предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою
картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.
Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее
первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки
слово с таким звуком». Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором
называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний
звуки в каждом слове.
11.Игра «Найди место звука в слове»
На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог
предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук
слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях
всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно
начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово
заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на
двоих детей).Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я
назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится

18

в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова,
фишку ставят в третью клеточку.
12.Игра «Подбери слово к схеме».
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает
закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя
голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если
местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет
ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
13.Игра «Слоговое лото»
Педагог раздает детям карточки, с заранее заготовленными слогами. Дети читают слоги (жи,
ши) и составляют слова со слогами жи и ши в начале, середине и в конце слова. (шина,
лыжи, уши, ужи, жилы, ерши, ножи, живот, коржи и др.)
14.Игра «Соревнование телефонистов».
Педагог подбирает для каждого ряда какую-нибудь несложную скороговорку и говорит ее
тихо ученикам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу капитаны
передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда.
Последние, в каждом ряду, должны громко вслух сказать переданную им «по телефону»
скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит
переданный текст.
Можно предложить следующие скороговорки:
Лежит ежик у ежа, а у ежа иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
У Жоры – уж, у Розы – жук.
У ежа – ежата, у ужа ужата.
15.Игра «Кто в домике живет».
Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки
картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно
должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в
домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное
должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому
что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к),
учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы
освободить ему место.
16.Игра «Самый внимательный».
1 вариант: Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они
назовут звук, учитель просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла,
ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт, торт, телефон, тумба - звук «т» согласный, глухой.
2 вариант: Педагог просит назвать имя девочки (мальчика, героя занятия), которое сложено
из последних звуков названий предметов, изображенных на картинках. Например: грабли,
шар, астра (Ира). Аналогично можно выполнить задания и по первым буквам. Педагог
вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий
предметов :игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).
17.Игра «Кто быстрее соберет вещи».
Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана.
По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш»
(свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, костюм, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль,
рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки
разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики
разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).Играют двое детей. Один
ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи
19

со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько
кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет,
который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный
квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше
квадратиков.)
18.Игра «Собери букет».
Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной
окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной
окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии
которого есть звук «л»(белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой
ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р»(красный,
оранжевый, серый, сиреневый, розовый, сиреневый). На каждый стебель дети должны
прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом
нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть
красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).
19.Игра «Найди слово в слове».
Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог
просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом. Кобра (кора); краска
(каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель,
сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен);
экран (кран).Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал
об окончании игры.
20.Игра «Любопытный учитель»
Эту игру можно проводить на уроке знакомства с новой буквой. Педагог задает вопросы, а
дети дают ответы, в которых слова начинаются на изучаемую букву. Например (буква М):
-Что ты любишь из еды?(Мороженое, молоко, мед)
-Куда ты любишь ходить?(В музей)
-Где вы будете отдыхать летом?(На море)
-Какой вид транспорта предпочитаете?(машина «Мерседес»)
-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на улице?(Милиция.
Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо.)
-Какие профессии вы знаете?(Музыкант, маляр, медсестра, милиционер)
-Какие города вы знаете?(Москва, Минск, Мурманск)
-Какие имена вы знаете?(Марат, Маша, Мадия, Миша)
21.Игра «Пирамида».
1 вариант:
Педагог объясняет детям, что сегодня они будут строить пирамиду из слов. В нижний ряд
пирамиды нужно поместить слова, состоящие из трех слогов, например: ма-ли-на; во второй
ряд - из двух слогов: ры-ба; а в верхний ряд слово, которое не делится на слоги. Педагог
вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну – с односложным
словом, две с двухсложными словами и одну с трехсложным словом. Обучающийся
произносит названия предметов по слогам и выкладывает «слоговую пирамиду». Все
остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий обучающийся
получает новые картинки.
2 вариант: Педагог вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из
разложенных на столе картинок нужные для нижнего ряда пирамиды, второму ребенку –
для среднего ряда пирамиды, третьему – для вершины
22. Игра «Садоводы - любители».
Педагог предлагает детям посадить цветы на клумбу. Раздает им открытки с изображением
цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. Предлагает детям
«посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку – цветы, названия которых
состоят из двух слогов. В среднюю – цветы, с названиями, состоящими из трех слогов. В
20

нижнюю - с названиями из четырех. Педагог вызывает детей сначала для посадки цветов в
верхнюю бороздку, потом – в среднюю и, наконец, - в нижнюю. В заключение дети хором
произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.
23.Игра «Куда спрятался?». Педагог последовательно помещает маленький предмет: на
стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают
словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).
24.Игра «Вставь слово»
Педагог называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова,
называющие признаки.
в ... лесу
под ... деревом
на ... улице
Можно попросить детей дополнить высказывания.
У ... дуба засохли ветки.
У Алеши поднялась ... температура.
Лодка отплыла от ... берега.
25. Игра «Наоборот».
Педагог произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот. Сон, раб, ноль,
лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
26. Игра «Хор гласных».
Педагог называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без
ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между
звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
27.Игра «Внимательные покупатели». Педагог раскладывает на своем столе различные
предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла,
кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.
Педагог:- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых
начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте
внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим,
на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м']
(мяч, мишка).
28.Игра «Животные заблудились».
Педагог говорит детям о том, что заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух,
лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Предлагает одному ребенку их созывать, а
второму внимательно слушать и рисовать на доске слоговую схему каждого слова. Он
должен показывать, какой слог тянулся, когда первый ребенок животных. Если они верно
выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
29.Игра «От бочки до точки».
Педагог рассказывает детям о том, повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы
похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще
слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м],
[т]?
30.Игра «Рыбалка».
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).Ребенок берет удочку
с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную
«рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный
выбор.
31.Игра «Телевизор».
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает
картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых
звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово,
21

экран телевизора открывается. Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель,
сирень, яблоко, цапля.
32.Игра «Рассели животных».
Педагог вывешивает на доску домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом
выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть
звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями. Например:
домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка,
цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова
проговариваются.
33.Игра «Собери цветок».
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).Рядом
выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых
есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Обучающийся должен среди этих лепестков с картинками
выбрать те, где есть звук [с].
34.Игра «Нюша с кармашками».
В кармашек смешарику Нюше вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг
вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает
указкой, остальные читают хором.)
35.Игра «Найди ошибку».
Обучающимся раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы,
названия которых начинаются на одну и ту же букву. Обучающиеся определяют, какая это
буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов,
но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Обучающимся надо найти ошибки в
схемах, если они есть.
36.Игра «Назови букву».
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему
запоминанию изученных букв.
1 вариант: Педагог (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если
буква названа неправильно, обучающиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок —
участник игры).
2 вариант: Один обучающиеся стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы,
которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только
согласные или гласные.
37.Игра «Допиши словечко.
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше)
пропущено. Обучающиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и
записать его.
Например: Воробей взлетел повыше: Видно все с высокой (крыши).
38.Игра «По волнам звуков и букв»
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с
буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для
закрепления
пройденного
материала.
1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети
делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и
формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный
кораблик, объясняя свой выбор.
39.Игра «Волшебные лучики».
Педагог вывешивает на доску наборное полотно с изображением солнца, кассу букв.
1 вариант: В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные.
Обучающиеся
читают
прямые
и
обратные
слоги.

22

2 вариант: В кармашки ставятся карточки со слогами. Обучающиеся читают слова.
3 вариант: Обучающиеся самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
40.Игра «Раз ступенька, два ступенька».
Для проведения данной игры педагог использует: наборное панно в виде ступенек, касса
букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки,
зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы
предложений.
1 вариант: Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это
слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант: Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить
звуковой анализ слова.
3 вариант: Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой
картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант: В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям
составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют
графическую схему предложения.
41.Игра «Назови ласково».
Педагог просит детей встать в круг, сам становится в центр круга и бросает детям мяч,
называя какой-нибудь фрукт. Обучающиеся возвращают мяч педагогу, называя этот фрукт
ласково (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.).
42.Игра «Конкурс знающих».
Педагог вывешивает на доску две таблицы с изображением букв и черточек (пропущенных
букв). В данной игре нужно заменить черточки буквами так, чтобы получились слова.
Педагог устраивает соревнования двух команд, предложив ее представителям, выполнить
задание за пять минут. Одна команда выполняет задание в левой таблице, а другая – в
правой.
К- - - З - - О- - - Н- - Н- - - А- - К- - - Ю- - У- - - Щ- - Р---И--С - - - Х- - Возможные варианты ответов:
КОЗА (кожа, корь) ЗАЯЦ (змей, заря)
ОКНО (оспа, орех) НОГА (няня, нуль)
НОРА (нота, ночь) АИСТ (айва, арка)
КОСА (ключ, каша) ЮБКА (юрта, юнга)
УКОЛ (уход, угар) ЩЕКА (щука, щель)
РЕКА (рука, рама) ИГЛА (игра, июль)
СЕНО (село, соты) ХЛЕБ (хата, хвоя)
43.Игра «Магазин».
Педагог предлагает детям посмотреть на доску, где в центре расположен магазин, а слева и
справа слова в столбиках (СУД, КОТ. РОСТ, ТАНЯ, РН, ШОШ. КРО, Р, У, ДА.). Педагог
выбирает среди детей трех продавцов, остальные ребята – покупатели. Покупатели читают
слова, а продавцы будут решать: принимать ваш товар или нет. Каждый продавец принимает
только свой товар: из магазина букв – буквы, из магазина слогов - слоги, из магазина слов –
слова.
44.Игра «Ловушка».
Педагог читает предложение, не называя сколько в нем слов. Дети должны показать
количество слов в предложении, тем самым поймать его в «ловушку» Я поймала жука
(3)Дети поют (2)
23

45.Игра «Тим-Том».
Эту игру можно использовать при изучении новой буквы. Педагог просит встать всех детей
из-за парт. Когда он произносит мягкий звук – садятся девочки, когда твердый – садятся
мальчики. «Г» и «ГЬ»
Газета, гитара, глаза, газ, гири, гуси, генерал.
46.Игра «Подбери слова».
Педагог называет слово и кидает мяч ребенку. Он должен подобрать к этому слову
прилагательное и бросить мяч обратно.
Вода (какая?) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, холодная, теплая, горячая, ледяная,
газированная, ледяная и др).
Река (какая?) – бурная, тихая, быстрая, чистая, грязная, холодная, ледяная, газированная,
минеральная, мелкая, теплая, широкая, узкая и др).
Море (какое?) – соленое, бурное, тихое, штормовое, спокойное, голубое, черное, глубокое, ,
мелкое, соленое, синее, белое и др).
Дождь (какой?) – весенний, осенний, мелкий, моросящий, грибной, кислотный, холодный,
теплый, сильный и др).
47.Игра «Сочинители».
Педагог просит детей сочинить нелепые стихотворения. Они должны быть немного
сказочными. Можно использовать даже непонятные слова, главное, чтобы сохранялась
рифма.
Например: Красно-синенький слоненок по небу летал.
Ушами сильно так махал, что птичек напугал.
48.Игра «Поймай звук»:
1 вариант: Педагог произносит разные слова и просит детей хлопнуть в ладоши, когда они
услышат в слове звук «О». Если заданного звука нет – хлопать нельзя.
2 вариант: Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч и называет слова. Дети
должны поймать мяч, если в слове есть звук «О».
49.Игра «Один - много».
Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков», прикладывая руки к глазам, имитируя
бинокль. Просит детей «посмотреть в бинокль» и ответить, что они видят много таких
предметов.
Педагог: Я вижу одну курицу.
Дети: Мы видим много куриц.
Педагог: Я вижу одно ведро.
Дети: Мы видим много ведер.
50.Игра «Поиграем в слова».
Обучающимся предлагается к слову «золото» подобрать пару. Например: Золотая осень,
золотые листья, золотое правило, золотые руки, золотые серьги, золотые дети и др. Педагог
объясняет, что во многих словосочетаниях слово «золото» используется в переносном
значении и понимать его следует как «очень хороший или очень красивый.
51.Игра «Найди лишнее слово».
Педагог читает слова, начинающиеся на звук «А» - арбуз, ананас, апельсин, автобус, урюк,
акварель ....и просит назвать лишнее слово. Затем предлагает детям самим назвать слова,
где встречается звук «У» - утка, утюг, Умка, улитка, указка, удав.
52.Игра «Закончи слово».
Педагог называет первые слоги и просит детей закончить слово, называя количество
слогов:«Ма ....(ма), книж....(ка), сум....(ка), пес...(ня), руч....(ка), кук....(ла), ке....(се) и др.
53.Игра «Где твое имя, догадайся».
На доске изображения двух плоскостных домиков, на которых крепятся буквы. В этих
домиках спрятаны имена детей класса.
В первом домике находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук «М». Во
втором – имена со звуком «Ш». В начале каждый из детей проговаривает свое имя вслух и
24

определяет: есть ли в нем звуки «М» и «Ш», чтобы узнать, в какой домик поселить свое
имя. По сигналу дети выходят к своим домикам. Игра повторяется 2-3 раза с разными
звуками.
54.Игра «Где что?».
Дети отвечают на вопросы педагога: «Где находится предмет?» В ответах они должны
использовать слова: справа, слева, вверху, внизу; предлоги – в, на, за, под, перед.
Дети должны давать полные ответы, уметь определить, сколько слов в предложении.
55.Игра «Поезд»
1 вариант: Педагог показывает детям поезд, в котором три вагона. Просит детей рассадить 9
животных в отведенные им вагоны. В первый вагон – животных, в которых есть звук «С»,
во второй – со звуком «Ж», а в третий - со звуком «М». Трое детей распределяют животных
по вагонам, а остальные дети проверяют. Далее педагог меняет таблички на вагонах, и дети
подбирают животных, ориентируясь на названия с другими звуками.
2вариант: Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и
предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Например:
«Рак должен ехать в первом вагоне, потому в слове «рак» три звука «р», «а», «к» и т.п.
3 вариант: Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками.
Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят
из одного слога, во втором – из двух слогов, а в третьем – из трех слогов.
56.Игра «Чьи это вещи?».
Педагог показывает 6 карточек с изображениями членов семьи и спрашивает, кто
нарисован на картинках. Далее он показывает предметы одежды, которые им могут
принадлежать. Дети должны дать полный ответ на вопрос : «Чьи это вещи?» Например: Чья это вещь? («Это портфель – Машин» или «это погремушка – Колина», «Это туфли –
мамины» и т.д).
57.Игра «Бросаемся слогами»
Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какойнибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Например:
Ко - ....(мар); ....са; ....тенок; ....рабль.
Са - ....(молет); ....поги; ....мовар.
Де - ....(рево); ....вочка; ....ти.
Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и
произносить их так, как они пишутся. КО-ляс-ка. Но не кА-ля-Ска.
58.Игра «Поиск». Педагог раскладывает карточки с буквами и слогами в кабинете на
разных предметах – парте, стуле, шкафу; прикрепляет к шторам, картине, доске. А дети
должны найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.Например:Карточка с
буквой «С» лежит на диване, это неправильно, она должна лежать на шкафе. Карточка с
буквой «Ш» прикреплена к шторе – это правильно.
59.Игра «Бюро находок».На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена.
Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово,
решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву
А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.
60.Игра «Чудесный мешочек». Педагог помещает в мешочек игрушку или предметную
картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или
предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке,
учитель выдает набор букв и слогов.обучающийся составляет слово и, проверяя себя,
достает из мешочка игрушку или предметную картинку.Может быть и такой вариант игры:
класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них,
которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.
61.Игра «Алфавит». Детям раздается разрезная азбука. Педагог называет слово или
короткое предложение. Ребята выкладывают из закрепленных за ними букв слово или
25

фразу, предложенные учителем, имитируя «печатание на компьютере». Печатание нужной
буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым эта буква
закреплена.
62.Игра «Буква заблудилась».
Педагог говорит детям о том, что Незнайка перепутал буквы. На магнитной доске:
Гласные: О, С, Е, М, У;
Согласные: Н, К, И, А, Т;
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, составляют
буквы на место.
63.Игра «Назови букву».
Педагог показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа
неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал.
64.Игра «Узнай букву». Педагог предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона.
Затем одному ребенку завязываются глаза, он должен ощупать и назвать букву. После того,
как назовут все буквы, дети составляют слова из названных букв слова.
Например:
Р, С, У, Л, К.
Слова: рука, русак, мак, лук, рак.
65.Игра «Заполни окошечки».
Суть игры заключается в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в
которых пропущены буквы и слоги. Педагог просит помочь Незнайке заполнить окошечки.
ПЕТ…Х Ц…ПЛЯ
ОВ……. Б…ЛКА
КО…ВА ЛИСИ….
КУ…ЦА ЗА
66.Игра «Вкусные слова» Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные слова», по
дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают
из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:
ЯСБН
ЛО РУ КО ША
Г ЛИ ВА МО
(яблоко, слива, груша, лимон)
После чтения слов по цепочке или хором, учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес
фрукты.
67.Игра «Помоги Карандашу»
На уроке, где закрепляется буква, в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на
котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети
помогают Карандашу. Они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.
Например, закрепляется буква «М»
МОЛОКО КОТ
МАСЛО СУМКА
СОСИСКИ МАМА
Предполагаемые рассказы детей:
1. Мама пришла из магазина. Купила масло, молоко, сосиски. Дома ее ждала дочка, она
играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел ее
и весело мурлыкал.
2. Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку поставила на кухне.
Сама пошла мыть руки. А вот кот Рыжик залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама
ругала кота, а он мурлыкал: «Мало-мало».
Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо – Карандаш показывает свою
картину, на которой изображено именно то, что рассказывали дети.
68.Игра «Закончи предложение»
26

Педагог предлагает детям закончить предложение, добавив в слова с изучаемой буквой.
Например, тема урока - «Знакомство с буквой Х»:
В бухту вошел….(пароход)
На болоте растет….(мох)
На грядках сеют….(горох)
По утрам поет….(петух)
В воздухе летает тополиный….(пух)
В квартире большая уютная….(кухня)
Машина дала обратный….(пух)
Дети перестали шуметь, стало….(тихо)
Стадо пасет….(пастух)
Эту игру можно использовать на всех занятиях при изучении или закреплении изучаемой
буквы

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 37-41-47